Дизельный привод
Применение дизельного привода для вращения вала насоса позволяет сделать работу насосного агрегата практически независимой от состояния электроснабжения на охраняемом объекте. Если аккумуляторы не разряжены – дизельный двигатель запустится и приведет в действие пожарный насос.
Cреди всех двигателей внутреннего сгорания именно только дизельный двигатель имеет право применяться в стационарных установках пожаротушения. Причина – базовая особенность дизеля: зажигание смеси происходит из-за сильного сжатия, что исключает зависимость от слабого звена – свечей зажигания.
Дизельные двигатели, применяемые в стационарных установках пожаротушения адаптированы специальным образом именно для этой цели. Автомобильные, тракторные и даже промышленные двигатели общего назначения не подойдут. Они имеют другую характеристику работы и другое оснащение.
Базовая спецификация дизельных двигателей по NFPA-20
Двигатель должен разгоняться до номинальной скорости вращения в течение не более 20 секунд.
Двигатель должен запускаться при температуре +5°C.
Двигатель должен быть отрегулирован так, чтобы разница между скоростью вращения при нулевой нагрузке и при полной нагрузке не превышала 10%.
Двигатели, использующие электронный контроль управления топливом, должны иметь как основной электронный блок управления двигателем, так и резервный, на случай отказа основного.
Любой датчик, необходимый для работы электронного блока управления двигателем, который влияет на способность двигателя выдавать свою номинальную выходную мощность, должен иметь резервный датчик.
Двигатель может быть остановлен только вручную, контрольные устройства не должны вызывать остановки.
Единственное контрольное устройство, способное автоматически выключить двигатель – устройство контроля скорости вращения, оно срабатывает при превышении скорости вращения (overspeed) более чем на 20% от номинальной величины.
На двигателе должны быть предусмотрены средства для испытания:
- сигнала и функции отключения при возникновении режима „overspeed";
- сигнала низкого давления масла;
- высокой температуры охлаждающей жидкости;
- низкой температуры охлаждающей жидкости (при выходе из строя нагревателя).
Все приборы двигателя должны быть размещены на панели (т.н. торпеде"), прикрепленной к двигателю:
- тахометр со счетчиком моточасов;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- вольтметры для контроля заряда аккумуляторов (опционально).
Двигатель должен быть оснащен двумя отдельными комплектами аккумуляторов с возможностью запуска как от основного, так и от резервного комплекта.
Аккумуляторный комплект должен обладать удвоенной емкостью, достаточной для поддержания рекомендованной производителем скорости вращения, в течение 6 последовательных циклов запуска (суммарно ок. 3 мин).
Каждый комплект аккумуляторов должен быть снабжен независимым постоянно подключенным зарядным устройством. Кроме того, аккумуляторы должны заряжаться от генератора во время работы двигателя.
Двигатель должны быть спроектирован таким образом, чтобы он мог запускаться не реже одного раза в неделю и работать не менее 30 минут для достижения нормальной рабочей температуры.
Последовательность автоматического запуска должна состоять из 6 попыток запуска двигателя, каждая из 15 секунд с максимальной паузой в 15 секунд после каждой попытки.
Система, не допускающая охлаждения двигателя и т.о. обеспечивающая его надежный пуск;
Глушитель для системы отведения выхлопных газов.
В комплект дизельного двигателя входят:
Две независимые аккумуляторные батареи;
Бак для топлива, с одинарной (по NFPA-20), либо двойной стенкой (по FM);
Система охлаждения с теплообменником вода-вода;